Мы еще не знали, что в рыночных странах подобные службы так и называются – техническим сервисом и по существу означают, что производитель берет на себя непривычную функцию – ответственность за свою продукцию и за пределами заводской территории. Многие с недоверием встретили новшество. До сих пор в ушах звучит рассказ главного инженера МАЗа, на который мы прибыли за опытом: «Мы создали уникальный грузовик. Думали: с руками оторвут на Западе. Тамошние специалисты, ознакомившись с машиной, с ее техническими характеристиками, откровенно восхищались новинкой, цокали языком, поднимали большой палец в знак одобрения, но покупать, тем не менее, отказывались. Мол, куплю, поеду на нем по делам. А если что случится в дороге? Куда и к кому мне обращаться? В конце концов, наши грузовики разошлись-таки по всей Европе. Правда, с одним досадным уточнением: на передке каждого из них была «чужая» надпись MAZ- MANN. Именно на этих условиях немецкая фирма MANNобещала нам помогать в продажах. Покупатели знали: у этой известной фирмы-бренда в каждом городе есть гарантийные службы, имеющие все необходимое для оказания помощи владельцам автомобилей – и специалистов, и запчасти, и мастерские».
И покупали.
Словом, им доверяли.
… Вот и нам предстояло создать нечто похожее. Со специалистами повезло. Из ГСКБ к нам пришли Ермилов, Короленко, Левонюк. Среди работников бюро рекламаций, которое нам передали из ОТК, тоже были грамотные и энергичные работники – Езерский, Домасевич, Дукач. Они умели учиться и умели учить.
Вокруг них и формировался коллектив нашего нового отдела.
Через год мы вплотную соприкоснулись с западным опытом. С чехословацкого завода тяжелого машиностроения, а конкретнее – из города Дубница-над-Вагом к нам с женой и сыном (второй сын поступил в институт в Киеве) прибыл постоянный представитель предприятия Вильям Мразик. Его неравнодушным и неформальным опекуном стала бывший начальник ЖКУ Денисова, вскоре отмеченная орденом Дружбы народов. Мы же выделили для гостя помещение на территории транспортного цеха: были здесь и кабинет, и склад запчастей из Дубницы, и мастерская по ремонту насосов и гидромоторов.
Вскоре по совету Мразика из ЧССР к нам прибыла бригада специалистов во главе с начальником ОТС Ладиславом Трояном (ОТС – отдел технического сервиса). Они привезли с собой учебные пособия и плакаты. «Наши» (мастера, работники ОТК) охотно посещали лекции, понимали их необходимость. А вот «гости» – представители сельхозтехник, разбросанных по всей стране, игнорировали наши настойчивые телеграммы-приглашения. Помню, лекции посещали только работники местного мотороремонтного завода и аспиранты из Харькова.
И зря. На занятиях были и «теория», и «практика»: изучались не только устройство и работа гидротрансмиссий комбайнов КСК-100, но и приемы их обслуживания и ремонта. Кроме того, уделялось время изучению опыта расследования причин выхода из строя и поломок комбайнов в хозяйствах.
Как тут не сказать: опыт ничего не стоит, но высоко ценится.
Добавлю: основную работу мастерской и пункта сервиса гидротрансмиссий выполняли молодой инженер Антонюк, слесари Лукашевич, Хайневич, Товтын и другие. А руководил и подсказывал методы работы, как вы понимаете, Вильям Михайлович Мразик (так на свой манер мы называли гостя).
Анекдот Мразика
Вильям Мразик всегда подчеркивал пользу знаний, «которые за плечами не носить», любил рассказывать анекдот «в тему»: «Еду рано утром по делам. На обочине, похожий на крокодила, глотающего человека, автомобиль: капот открыт, из-под капота ноги торчат. Подъезжаю, спрашиваю: «Помочь?». Из-под капота голос: «Нет! Спасибо!». Вечером возвращаюсь домой. Авто на том же месте. Торчат те же ноги. Спрашиваю снова: «Помочь?». На этот раз в ответ глухо: «Помоги!». Подошел, спросил – как и что случилось. Крутнул. «Заводи»! Завел, улыбается довольный: «Сколько с меня?» Говорю: «Сто крон». Он: «Ого! Сто крон! Подошел, крутнул – и сразу сто крон? За что?» Отвечаю: «За то, что крутнул – две кроны. Остальное – за то, что ЗНАЛ!!!»
Командировки поневоле
Убедительно сказал. И у нас в те времена не хватало знаний. Ездили за ними в Ростов, в Харьков. Звонили в Ленинград – на ПО «Кировский завод», который выпускал мощные тракторы К-700. Схема действий служб технического сервиса (ОТЭК, ОТЭД и т.п.) везде была одинаковая: бюро рекламаций получает запрос – представитель едет в хозяйство, разбирается (если нужны запчасти – пишет приказ по заводу). Как показало время, такая методика не годилась, она создавала почву для злоупотреблений. Было гораздо полезнее и эффективнее в напряженных регионах создавать свои представительства – опорные пункты (ОП). Создавать там, где насчитывалось не менее 100 комбайнов. Кстати, в ОП работал один мастер. Он рассматривал претензии, регулировал и вместе с механизатором (учеба) восстанавливал комбайн, оформлял все актами. Кроме того, постоянно обследовал машины, проверял, как соблюдаются правила их хранения, проводил инструктажи в хозяйствах, участвовал во всех мероприятиях местных сельхозтехник – семинарах, выставках и т.п. В Киевской области пошли дальше. По согласованию с местной сельхозтехникой старший мастер Шинкаренко организовал мини-мастерскую и ремонт гидротрансмиссий.
В общем, учились постоянно. И сами, и работники сельхозтехник, и главные инженеры хозяйств, и механизаторы.
Учили и мы, и конструкторы из ГСКБ.
Подробности
Руководители опорных пунктов принимались на работу не «с улицы», а по рекомендации местной организации сельхозтехники. Здесь же со временем они получали междугородный телефон и автомашину в аренду.
Гарантия и ремонт
Завод выпускает сложные комбайны. Они еще на гарантии. Но жизнь есть жизнь. Что делать, если что-то сломается, даже не по вине предприятия?
Госкомсельзтехника СССР, однако, категорически отказывалась заказывать запчасти. Вместе с заместителем генерального директора нашего объединения – постпредом в Москве – Романом Алексеевичем Рутто едем в бывшую столицу и пытаемся включить вопрос о запчастях для гарантийных комбайнов в новое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР – о завершении строительства завода самоходных комбайнов и организации выпуска кукурузных жаток.
Рутто собрал все визы. Осталось получить их у Х. Неожиданно происходит осечка: Х вычеркивает пункт о запчастях.
Спасти положение помогли в Верховном Совете БССР – подписали письмо к руководителям предприятий республики с просьбой изготовить по пять сверхплановых узлов и агрегатов (измельчителей, редукторов и др.). Помогли и в Госкомсельхозтехнике БССР (т. Пожарский согласился направить в Москву заявку на запчасти). Но, как говорится, Емеля едет – когда то будет?
Однажды захожу в бухгалтерию. В брошюре «Расчет себестоимости» читаю: расходы на гарантийное обслуживание и ремонт относятся (!) на себестоимость, т.е. они о к у п а е м ы. Выходит, в министерстве лукавили, когда говорили: «Где деньги, Зин?» Вместе с заместителем начальника производственно-диспетчерского отдела Гуро едем в Москву, привозим в министерство проект плана производства запасных частей для ремонта гарантийных комбайнов.
Наконец-то убедили…
На территории завода к тому времени началось строительство склада для так называемого «гаркомплекта» и мастерской для ремонта гидротрансмиссий. Возле транспортной проходной появилась небольшая площадка для техэкспертизы узлов, деталей, агрегатов, которые сельчане привозили для ремонта или обмена. Словом, работать стало веселее. Мы перестали вздрагивать от звонков междугородной связи. Начали мечтать купить автобус и организовать в нем передвижной технический класс для обучения комбайнеров. Во многих регионах появились наши опорные пункты. В хозяйствах тоже перестали нервничать – в регионе появились представители завода: позвони – и приедут.
Форд шлет привет
Как-то в кабинете обнаружил книгу Генри Форда «Моя жизнь. Мои достижения». Многие листы были вырваны. Но кое-какие воспоминания сохранились. Впечатлений почерпнул немерено. Во-1-х, написанная сто лет назад, книга нисколько не потеряла своей актуальности. Во-2-х, удивили поучительные взгляды Форда, оказавшегося на нашей стороне в заочном споре. Например, в целях гарантийного обслуживания (и рекламы) своих автомобилей (ради благожелательного имиджа фирмы) Форд сознательно шел на дополнительные затраты – создавал специализированные мобильные бригады. На грузовиках бригады разъезжали по всей стране, обязательно останавливались там, где было много фордовских машин. Первым делом интересовались, есть ли вопросы по гарантии? Если были – решались на месте. Далее следовал вопрос: а как те, что вне гарантии? Помощь тоже оказывалась полнейшая и незамедлительно. Причем оказывалась бесплатно, если обнаруживалась вина изготовителя в период гарантии, если же устанавливалась вина покупателя (вне гарантии) – за баксы.
Подумалось: а чем мы хуже? И вменили в обязанность опорным пунктам фордовскую методику. Начали дополнительно создавать пункты фирменного ремонта. Уже в 1991 году у нас в отделе работало 180 человек (137 ИТР и 43 рабочих). Тем не менее, мы достигли полной окупаемости за счет платных услуг по ремонту техники непосредственно в хозяйствах. Между прочим, для села это удобно и выгодно. Как, впрочем, и для нас: хороший бренд, как писал Форд, обязательно окупается.
Вместо заключения, или Завтра начинается вчера
А теперь некоторые выводы.
Во-1-х, хочется выразить благодарность тем, с кем пришлось работать. Высоким профессионализмом, неравнодушием в труде отличались такие начальники бюро, руководители агротехнических зон, инженеры, слесари-ремонтники как Камруков, Мокроус, Данильченко, Лукашевич, Лукомский, Алейник, Чеботкова и многие другие. А наши передовики Пехенько, Шутова, Сидоренко, Пронь, Сыс, Захарич и другие и сейчас работают в нашей службе на благо «Гомсельмаша».
Во-2-х, развивать сеть своих опорных пунктов технического сервиса от Бреста до Благовещенска и далее до Камчатки и Сахалина, как предлагали некоторые, было явно нецелесообразно – в каждом районе Союза существовали в то время организации Госкомсельхозтехники СССР. Победила, к счастью, наша точка зрения, поддержанная начальником отдела министерства Мудраковым. А именно: в областях создавать технические центры, в которых можно было бы обучать механизаторов, обслуживать и ремонтировать комбайны. Тем более, что к тому времени завод выпускал уже усовершенствованный комбайн КСК-100А, универсальное энергосредство УЭС-250 со шлейфом машин и различные ТНП. Скажу больше: поддержали нас тогда в Иваново, Сумах, Калуге, на «Ростсельмаше», в подмосковных Люберцах.
А в-3-х, в связи с развалом Союза многое пришлось начинать сначала. Тем не менее, мы были первопроходцами – создали по существу своеобразные здоровые зародыши нынешних дилерских центров. Сегодня будем помнить, что хороший дилер и учит, и обслуживает, и ремонтирует, и помогает в сельхозработах. В конце концов, именно он устраняет ненужную границу между производителем и потребителем.
И последнее
37 лет, конечно, не юбилей. И все же для нас, ветеранов, это прекрасный повод поздравить друг друга с Днем рождения отдела и пожелать здоровья, востребованности, успехов в труде и счастья. Все-таки биография любого предприятия – это интеграл биографий и трудовых достижений всех его работников.
Георгий ХАЛЕЦКИЙ, бывший заместитель главного конструктора, организатор и первый руководитель службы технического сервиса.
СНИМОК НА ПАМЯТЬ (очередная группа работников опорных пунктов вместе со своими «кураторами» и «преподавателями», 1991).
Фото Николая БЕЛЬКОВИЧА.