Скоростной режим в момент жатвы, количество оборотов двигателя, процент потерь зерна при сепарации и множество других параметров учитываются именно на испытаниях. После каждого прохода новинок по ниве ведущий инженер, руководитель лаборатории полевых и полигонных испытаний НТЦК Геннадий Павлюков с коллегами, вооруженными специальными матерчатыми рамками, собирают перемолотую комбайном солому, затем тщательно, при помощи мелкого сита, просеивают полову и стебли, высыпают оставшиеся в рамке зёрнышки в специальную ёмкость. Теперь зерно взвешивают на электронных весах:
– Общий процент потерь – 0,8, – говорит Геннадий Павлюков. – Это намного лучше, чем у предшественников новых комбайнов. Всё-таки роторный соломосепаратор – это не классический соломотряс. Сейчас будем работать в новом скоростном режиме, затем вновь соберём и взвесим оставшееся зерно.
После очередного прохода КЗС-1119Р по пшенице инженеры вновь на корточках собирают в рамку сжатые колоски. Пока в кабину «одиннадцатого» никого не допускают: комбайнеру нужно сосредоточиться, ведь сейчас идёт процесс выбора оптимального скоростного режима для уборки. Пока машина проходит по рядам пшеницы, беседую с Геннадием Павлюковым:
– От максимального количества веса собираемой машиной пшеницы теряется в среднем 0,8%. Над улучшением каких показателей ещё предстоит поработать конструкторам?
– Главный показатель машины – её производительность. Сейчас новый комбайн показывает темп сбора урожая в среднем порядка 20 тонн в час при наличии 0,8% потерь. Значит, у нас есть некоторый «запас» до норматива 1,5% в области потерь, и мы можем увеличивать скорость машины, соответственно, увеличивая и её производительность. Но она должна быть такой, чтобы потери зерна, а они неизбежны, были оптимальными. Нужно найти этот баланс.
– От каких факторов зависят потери?
– От многих. Например, от влажности зерна и соломы. Утром, когда мы только начинали агрооценку, при одной и той же скорости показатели по потерям были одни, а ближе к обеду, когда влажность уменьшилась и мы задали комбайну другие режимы работы, – уже другие. Окружающие условия и состояние хлебостоя – немаловажный фактор в процессе уборки.
– А если взять комбайн от любого известного производителя и сравнить его потери с нашими, кто победит?
– Сравнивать нужно комбайны одной «весовой категории», и если бы на этом лопатинском поле были опытный комбайн от другой фирмы и наш, тогда мы бросили бы рамку после прохода каждого из них и смогли бы о чём-то поговорить, произведя замеры потерь зерна и других параметров. Испытывать нужно именно так. Важно ещё отметить, что наши машины проходят приёмочные испытания. Мы уже знаем, что КЗС-3219КР имеет заявленную производительность выше, чем у серийного, но параметры новой машины ещё будут уточняться.
– Что можно назвать основной задачей на испытаниях новинок?
– Выявление потенциала каждого комбайна при различных агрофонах и режимах работы. А ещё нужно настроить опытную машину так, чтобы получить параметры, которые потом будут включены в конструкторские документы, а затем и в инструкцию по эксплуатации введённой в серию машины.
– Как показывают себя КЗс-1119Р и КЗс-3219КР на данный момент?
– Цифры ещё рано озвучивать, но показатели на пшенице по состоянию на 28 июля вполне обнадёживают. Повторюсь: проходит агротехническая оценка. Машина идёт по ряду 50-60 метров и жнёт, а мы идём следом за комбайном, отбираем пробы для определения потерь, дробления зерна и других показателей. Работа опытных комбайнов направлена не на намолот, а на определение возможностей и качества уборки зерновых культур. Пока всё хорошо, критических моментов нет, всё проходит штатно.
Наконец, у меня появляется возможность подняться в кабину первого опытного образца. Перед этим прохожу вводный инcтруктаж по ТБ и оказываюсь в кабине КЗС-3219КР. За рулём – водитель-испытатель НТЦК Владимир Ковалёв. В кабине достаточно комфортно, но при этом в ней нет ничего лишнего. Дисплей и панель управления бортового компьютера расположены справа на уровне глаз комбайнера над многофункциональным джойстиком. В режиме реального времени компьютер отображает процент потерь зерна, количество оборотов двигателя, ряд других параметров. Слева над рулевым колесом размещается бортовой холодильник. Внешне это устройство напоминает привычный нам автомобильный «бардачок». Охлаждение продуктов внутри осуществляется за счёт прогона через камеру холодного воздуха от кондиционера. Звукоизоляция нормальная, но в начале жатвы всё же нужно слегка повышать голос, чтобы поговорить с напарником. Кондиционер работает отлично, под сиденьями чувствуется лёгкая вибрация, но при движении я могу спокойно писать, держа папку на коленках, никакого «врачебного почерка» нет и в помине, ибо КЗС-3219КР имеет систему продольного и поперечного копирования контура поля. Говоря проще, машина «проглотит» любой ухаб и яму.
Внезапно в кабине раздаётся звук, напоминающий тот, что бывает в самолёте при наборе высоты или снижении:
– Бункер заполнен на 70%, – говорит Владимир Григорьевич. – Ещё немного, и будем выгружаться.
На дисплее столбик, сигнализирующий о потерях зерна, периодически подпрыгивает, загораясь то зелёным, то жёлтым цветом.
– Главное, чтобы не красным, это означает, что потери выше нормы, – сказал комбайнер. – Зависит от того, сколько сорняков попадается в зерне.
Ещё Владимир Ковалёв добавил, что роторный соломосепаратор намного лучше старого доброго соломотряса не только по причине более качественного отсева зерна: вибрация в кабине теперь не такая сильная, да и работает он тише. В это время к комбайну приближается бортовой МАЗ с двумя прицепами. Комбайнер замедляет ход, затем приводит в действие зерновой тракт. Начинается выгрузка зерна, урожай течёт в кузов грузовика щедрым плотным потоком золотистого цвета. А комбайну предстоит пройти ещё несколько заходов, чтобы отработать определённые режимы скорости при уборке урожая.
К этому времени начинает выгрузку и КЗС-1119Р. Здесь зерна не так много, но ведь и характер испытаний был несколько иным. Теперь можно подняться и в его кабину, что я и делаю вместе с водителем-испытателем НТЦК Сергеем Денисенко. Комбайн начинает движение, заходит на ниву, опускает жатку в золотую пшеничную кипень. В кабине КЗС-1119Р несколько тише, чем у его стального «коллеги», но вибрация ощущается примерно так же, что неудивительно при работающей жатке. В принципе, интерьер кабины аналогичен КЗС-3219КР. Здесь тоже всё расположено в поле зрения комбайнера. Дополнительной опцией здесь можно назвать наличие видеокамер. Они установлены в «мёртвых зонах» комбайна, аналогичные устройства есть у початкоуборочной машины КП-6. Комбайнер отметил, что при выгрузке зерна и проходах во время жатвы камеры играют огромную роль. Правда, они считаются дополнительной опцией и в базовую комплектацию не входят. Информация с камер видна на дисплее компьютера наряду с другими параметрами. Конечно, разрешение объектива не «миллион на миллион», но препятствие либо человека сзади, в «мёртвой зоне» перед жаткой или сбоку заметить вполне реально.
Обе машины неплохо управляются: и «тридцать второй», и «одиннадцатка» прекрасно вписываются в повороты. Машины корректно повторяют движение руки комбайнера на джойстике и руле. Шум работающих движка и жатки всё же слышен в кабине, но в изрядно приглушённом виде.
Андрей ПОПОВ.