К 75-летию научно-технического центра комбайностроения: в начале пути

К 75-летию научно-технического центра комбайностроения: в начале пути

15.04.2022

К 75-летию научно-технического центра комбайностроения: в начале пути

После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, с декабря 1943 года по 1946 год, на «Гомсельмаше» проводились восстановительные работы. И только в 1947 году завод начал набирать обороты. Под руководством директора А.Я. Быкова предприятие не только вышло из прорыва, но и заняло первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании.

В 1947 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 28 декабря 1946 года № 2764 и в соответствии с приказом министра сельскохозяйственного машиностроения СССР от 24 января 1947 года № 22 на заводе «Гомсельмаш» было организовано специальное конструкторское бюро по созданию новой сельскохозяйственной техники, утверждено Положение о специальном конструкторском бюро и организационная структура. Были выделены помещения для размещения СКБ (2-й этаж цеха № 9 того времени), для опытных производств, испытательных станций и выставки машин.

Приказом директора завода «Гомсельмаш» от 17 марта 1947 года № 116 начальником – главным конструктором специального конструкторского бюро при заводе «Гомсельмаш» был назначен Григорий Максимович Коцюбанов (на снимке слева).

2022_04_12_КБ.jpg

Приказом директора завода «Гомсельмаш» Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР от 26 марта 1947 года № 132 с различных отделов завода для работы в СКБ переведены 15 человек: инженеров - 5 чел., техников - 6 чел., чертежник - 1чел., копировщиков - 2 чел., секретарь - 1 человек.

СКБ занималось разработкой и модернизацией машин для сельскохозяйственного производства, оказанием технической помощи заводам Минсельхозмаша по освоению новых машин. С первых же дней коллектив СКБ установил связь с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро других заводов.

Специфика того времени заключалась в том, что все разработки передавались на другие предприятия или сразу, или после непродолжительного освоения на родном предприятии.

По итогам 1947 года выпуск сельхозмашин по сравнению с предыдущим годом увеличился на заводе более чем в 5 раз. Этот успех получил ещё большее распространение в 1948 году. Завод переключился на выпуск сложных молотилок МК-1100 (на снимке), позволяющих вести комплексную механизацию обмолота зерновых культур, увеличил выпуск молотилок БР-23 и соломорезок РСБ-1.

2022_04_12_молотилка.jpgТемпы были взяты такие, что уже к августу 1948 года завод достиг уровня довоенного 1940 года, себестоимость продукции была снижена на 44 процента.

В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) Советом Министров СССР перед отраслью сельхозмашиностроения была поставлена задача по выполнению трехлетнего плана развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства, которая включала в себя выпуск машин для механизации производственных процессов животноводства и по переработке кормов.

Конструкторы СКБ разработали ряд типов машин для механизации приготовления кормов на животноводческих фермах (картофелемойка, кормоприготовительный комбайн, транспортер и др.). С 1949 года на заводе было налажено массовое производство таких машин. Некоторое количество сконструированных СКБ машин запускалось в производство на других заводах СССР.

По документам научно-технического архива НТЦК на начало 1949 года в СКБ числилось 13 инженеров и 20 техников, 12 из которых работали на инженерных должностях. По состоянию на 1 января 1950 года наличный состав СКБ составлял: 18 инженеров-конструкторов, 17 техников-конструкторов и практиков, 1 экономиста, 8 служащих, 1 ученика-копировальщика. Всего 45 работников. Но сложность и ответственность задач, стоящих перед СКБ, постоянно требовали высококвалифицированных кадров, особенно инженеров-конструкторов.

В этот же период было заложено начало научно-технического архива (НТА) при СКБ. Первым архивариусом, очень строгим и пунктуальным в то время работала И.А. Поппель.

В соответствии с приказом министра сельскохозяйственного машиностроения СССР от 08.09.1948 № 420 при СКБ были организованы экспериментальная лаборатория и испытательная станция. Лаборатория размещалась в испытательных станциях в двух помещениях площадью 76 кв. м и 125 кв. м.

В лаборатории проводились испытания машин, отдельных узлов, проверка на износ деталей машин, определение затрат мощности и другие работы. Изготовленные опытные образцы машин перед отправкой на государственные испытания проверялись в работе испытательной станцией в заводских условиях и в хозяйствах. Кроме того, в 1948 году было проведено испытание импортных образцов машин, полученных от заводов Минсельхозмаша СССР. В результате проведенных опытов, были составлены новый проект ГОСТа на ножи для кормообрабатывающих машин, проект ГОСТа на молотковые дробилки и корнерезки.

В 1948 году от заводов сельхозмашиностроения поступило большое количество рационализаторских предложений, проверкой целесообразности поступивших предложений занималась экспериментальная лаборатория.

За 1948 год СКБ было выполнено 12 конструкторских тем по разработке: силосорезки средней производительности, швырялки для силоса, кормозапарника передвижного с плодовоовощемойкой, картофелемялки, мыльницы универсальной, кормосмесителя, насоса для перекачки молока, холодильника крупного и плоского, пастеризатора для молока, унифицированного кормозапарника, автоводокачки.

В техническом отчете СКБ за 1949 год упоминается и об опытном производстве при СКБ. Экспериментальный цех был организован в июле 1949 года, он располагался в помещении площадью 387 кв. м, был оборудован металлорежущими станками и другим оборудованием. Общий состав работающих в цеху составил 44 человека, из них: ИТР – 3 человека, МОП – 1 человек, служащих – 1 человек.

В 1950 году завод «Гомсельмаш» впервые за послевоенное время не только стал работать без государственной дотации, но и дал более 6 миллионов рублей прибыли, по объемам производства почти в два раза превысил довоенный уровень, численность персонала на заводе достигла 3812 человек.

В 1951 году, с началом новой пятилетки, на заводе был остановлен выпуск хорошо освоенных молотилок МК-1100, завод был перенацелен на производство машин для нужд животноводства. Переход с одних видов продукции на другие по воле отраслевого министерства продолжался всю пятилетку, завод освоил и запустил в серийное производство 18 марок машин, досрочно справившись с пятилетним заданием, и к концу 1955 года в шесть раз превысил довоенный уровень.

Первый советский силосоуборочный комбайн СК-1,2 был разработан во Всероссийском институте сельского хозяйства и опытного машиностроения (ВИСХОМ) в 1948 году, доработан в СКБ завода «Гомсельмаш» (конструкция получила марку СК-1,4, разработано 2 образца) и даже выпущен в 1949 году опытной партией в 50 штук. Но конструкция широкого применения в сельском хозяйстве не нашла и была снята с производства.

В течение 1952 года в СКБ проводилась большая работа по снижению веса машин серийного производства с одновременным повышением их качества и эксплуатационной надежности. Работа по снижению веса была проведена на соломосилосорезке (РСС-6,0), автопоилке, измельчителе кормов, запарнике кормов и др. В результате по этим машинам была достигнута экономия металла более чем в 2000 тонн.

В 1953 году конструкторы СКБ совместно с ВИСХОМом создали новый силосоуборочный комбайн СК-2,6 с оригинальной прямоточной схемой, универсальным хедером и многосекционным ножевым барабаном, который одновременно скашивал растения, измельчал их и погружал массу в автомашину. Завод «Гомсельмаш» приступил к его массовому выпуску в начале 1956 года, проделав огромную работу по перестройке технологии производства, его механизации, переквалифицированию кадров, перепланировке цехов.

За период с 1947 по 1956 годы СКБ совместно с НИИ и другими конструкторскими бюро проводило НИРиОКР по созданию 47 новых и модернизации 9 серийных машин и оборудования для механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах, а также модернизацию 13 машин другого назначения, не разрабатываемых СКБ, но выпускаемых заводом «Гомсельмаш».

Большой вклад в становление и развитие СКБ, в создание конструкций машин того времени внесли такие работники как начальник СКБ Г.М. Коцюбанов, заместитель начальника СКБ П.Л. Симаков, руководители групп Г.А. Трофимук, Я.М. Фабрикант, Л.С. Зингер, С.С. Гончаров, З.Л. Гуревич, Б.Н. Басс, начальник лаборатории И.Н. Тамаркин и многие другие.

Наталья МОСКАЛЕЦ, документовед научно-технического архива ОТКиС НТЦК.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ НТЦК:

1947. Создание специального КБ по разработке сельхозтехники (специализация – машины для уборки силосуемых культур).

1958-1974. Ориентация на прицепные силосоуборочные комбайны, создание новых и модернизация кормоуборочных транспортных комплексов первого, второго и третьего поколений для перевозки влажных и сухих кормов.

1975-1986. Создание первого отечественного самоходного кормоуборочного комбайна и его модификаций, унифицированного с ним прицепного кормоуборочного комбайна, тракторных прицепов различной грузоподъемности.

1987-1995. Последовательный переход от разработки специальных самоходных машин для уборки кормов к комплексам на базе универсальных энергосредств сельскохозяйственного, строительного, дорожно-коммунального назначения. Создание семейства универсальных энергосредств «Полесье-250» со шлейфом машин для уборки: кормов (К-Г-6 и КПР-6), сахарной свеклы (КСН-6) и малогабаритногого энергосредства «Полесье-30» с набором из 20 машин строительного и дорожно-коммунального назначения.

1996-2002. Создание новой для Беларуси отрасли – комбайностроения для уборки зерновых культур. Разработка комплексов для уборки зерновых культур КЗР-10 «Полесье-Ротор», разработка кормоуборочных комбайнов.

2003-2009. Создание конструкций ряда машин нового поколения. Освоение производства самоходных зерноуборочных, кормоуборочных, льноуборочных комбайнов, прицепных картофелеуборочных комбайнов и косилок. Разработка и серийное освоение стоматологических комплексов «Белдент» и газовой отопительной аппаратуры для индивидуального отопления и горячего водоснабжения.

2010-н.в. Создание конструкций наукоемкой кормо- и зерноуборочной техники с двигателями мощностью 450-600 л.с., создание экспортоориентированной техники для удовлетворения требований потребителей различных стран и регионов.

Свяжитесь с нами

Ф. И. О.:

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение:

  Я предоставляю согласие на обработку персональных данных