В первую очередь журналисты пообщались с ведущим инженером-конструктором НТЦК Глебом Ермольчиком, в голове которого и родилась мысль о создании такой техники на предприятии.
— В 90-е годы прошлого века было немало статей о том, что надо сделать комбайн на газовом топливе, — говорит он. — Но каждый материал заканчивался тем, что эта миссия невыполнима.
Глеб заинтересовался идеей. Разрабатывал её по ночам, чтобы не отвлекаться от основной работы. Мало кто знает, что прототипом комбайна стал белорусский автобус. Первая инновационная модель комбайна появилась в 2016-м году. Однако неожиданно инженеры столкнулись с непониманием со стороны партнёров, поднимавших гомсельмашевцев едва ли не на смех.
— Ни один поставщик газобаллонного оборудования не хотел с нами сотрудничать, — вспоминает нелёгкие времена Глеб Ермольчик. — Им было непонятно, почему это не делают другие производители. Они хотели знать, почему «Гомсельмаш» приступает к данной работе, не имея основы? Проводили тяжёлые переговоры, убеждали в выгодности проекта. Они пошли нам навстречу и сейчас рады, что мы в своё время выбрали именно их.
По безопасности к комбайну нет никаких вопросов. Бензин заметно быстрее воспламеняется, чем метан. Бензин тяжелее воздуха, его концентрация оседает, что может привести к взрыву. Метан же легче воздуха, он бесследно испаряется.
— Сегодня в составе ОАО «Гомсельмаш» есть научно-технический центр комбайностроения, где трудятся более 600 высококлассных специалистов — инженеров-конструкторов, работающих вместе с другими сельмашевцами над созданием новых машин. Работа НТЦК построена не на следовании за кем-то, а на разработке новых перспективных машин, — отмечает заместитель генерального директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Александр Конопацкий.
Корреспондент Александр Хоровец посетил сборочно-сдаточный цех, где его внимание было приковано к двигателю КЗС-4118К. Он рассказал телезрителям о мощности «движка», производительности комбайна.
Первые испытания новой машины прошли в Буда-Кошелёвском районе при постоянном сопровождении специалистов «Гомсельмаша». Инженеры и механизаторы говорили, что техника прошла проверку на «отлично». Но некоторые детали требовалось усовершенствовать.
— От всех модификаций КЗС-4118К взял самое лучшее, — подчёркивает в телесюжете начальник ССЦ Юрий Каливошко. — Для нас важно качественно собрать и испытать данную технику.
Далее гостям показали, как заправляется газомоторная техника на «Гомсельмаше». Испытывал её в движении опытный водитель-испытатель Степан Дюльгер. Говорит, что машина ведёт себя хорошо, по двигателю нет вопросов. Но это — на внутризаводских дорогах. А что будет на поле? Ответ корреспондент Агентства теленовостей искал на полях ОАО «Птицефабрика «Рассвет», где сегодня работают 4 таких комбайна.
— Техника доведена до уровня 21-го века, — говорит механизатор Василий Шаповалов. — Важно то, что зерно за собой на поле они не оставляют.
С ним согласен и главный агроном хозяйства Дмитрий Калугин. Говорит, что газомоторная техника хорошо вымолачивает. А учитывая, что дождя в сельхозпредприятии на момент съёмки не видели более 50-ти дней, урожайность тритикале едва ли превышала 20 центнеров с гектара. Соответственно, каждое зёрнышко — на вес золота.
Застали телевизионщики и момент заправки комбайнов от газозаправочной передвижной станции. Стоимость газа — такая же, как на обычных заправках. Сегодня в каждой области есть 2-3 передвижных автогазозаправщика. Во время заправки своё мнение о работе газомоторного комбайна высказал механизатор Андрей Суздалев:
— Идёт, как танк! Резина шире — на низких местах не проваливается. Двигатель хороший. Экономичная машина. На этом комбайне намолотить тысячу — легко. Была бы урожайность хорошая — в передовики бы на нём вышел!
Об экономичности лучше других сказал главный инженер сельхозпредприятия Сергей Паруков:
— Если сравнивать этот комбайн с тем, который работает на дизельном топливе, то уже с первых дней преимущества КЗС-4118К очевидны. При полной рабочей смене одна машина экономит для нас минимум 300 рублей. Четыре единицы экономят за смену минимум 1200 рублей. Вторая особенность — гомсельмашевские конструкторы полностью изменили программное обеспечение, управление силовой установкой. После установки заданного механизатором режима автоматика сама его поддерживает, гибко реагирует на изменения в нагрузке. А ещё газомоторный комбайн позволяет значительно снизить выбросы токсичных веществ в окружающую среду.
В завершение — слова начальника главного управления техпрогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислава Карповича:
— Планируется, что 8 комбайнов КЗС-4118К в этом году будут участвовать и на уборке кукурузы на зерно. Таким образом, специалистами Минсельхозпрода совместно с Белорусской МИС будет дана оценка эффективности работы технологического процесса уборки зерна с использованием газомоторного топлива в зерноуборочных комбайнах.