Нужно отметить, что о будущем «суперкомбайне», который должен выйти из стен нашего предприятия, уже сообщалось в республиканской прессе. Понятно также, что образец новинки будет собираться в экспериментальном производстве НТЦК, где зарождались все машины, выпускаемые под брендом «ПАЛЕССЕ». Инженерами максимально учтены все критерии – от возможности быстрого вывода на рынок новой модели до обеспечения максимально возможной производительности при высоком качестве работы и доступной стоимости. На данный момент разработана и выдана техническая документация, идёт подготовка к выпуску образцов для приемочных испытаний. Новинка должна быть готова к производству в 2019 году.
– Сергей Александрович, почему «суперкомбайн»?
– Конечно, термин можно считать условным и принципиально важно сформулировать основные требования к такой машине. Ведь для каждого рынка эти требования будут существенно различаться. Что касается нашего традиционного рынка, куда мы представляем свою зерноуборочную технику, то основные требования потребителей к таким «супермашинам» можно изложить по соответствию следующим критериям. Это способность комбайна качественно убирать урожай на высокоурожайных полях (более 60 ц/га) с высокой производительностью (от 20 до 30 т/час), допуская потери не более 0,5-1% от веса собранного урожая. Также машина должна иметь минимальную себестоимость. Этим основным критериям уже сегодня соответствует самый высокопроизводительный из модельного ряда комбайнов «ПАЛЕССЕ» КЗС-1624-1. Во исполнение поручений Главы государства по результатам эксплуатации партии комбайнов КЗС-1624-1 в прошлом сезоне «Гомсельмашем» проведена большая работа по конструкторско-технологическому совершенствованию этого комбайна. Также описанным выше критериям будет соответствовать еще один комбайн с гибридной схемой обмолота. Он будет максимально унифицирован с серийно выпускаемыми машинами. О нем мы и поговорим.
– Насколько новый комбайн будет отечественным? Какие узлы будут в нём нашими, а какие – импортными?
– Такие детали как редукторы, коробки передач, шкивы, звездочки, валы, литые, штампованные детали, весь технологический тракт и адаптеры традиционно изготавливаются силами предприятий холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ». Двигатели, ремни, подшипники, шины, диски колес, элементы гидравлики и электрооборудования, как и все мировые фирмы, мы закупаем на стороне. Доля импортных комплектующих, устанавливаемых на наши комбайны, постоянно уменьшается. Для увеличения доли белорусских узлов мы активно сотрудничаем с отечественными предприятиями.
– Что можно сказать о соотношении «цена-качество» применительно к будущему комбайну?
– Наши комбайны по итогам сравнительных тестов, проводимых в Беларуси и России, всегда попадают в число лидеров, практически не отличаются от западных конкурентов по производительности и качеству уборки. При этом наша техника намного дешевле. Новый комбайн призван поднять производительность, снизить потери и сделать уборку более экономной. Естественно, при всех достоинствах он должен иметь доступную стоимость. Важно отметить: мы создаем производительный комбайн для широкого круга аграриев.
– Наверняка в процессе создания нового комбайна задействуются новые методы конструирования?
– При работе над новым комбайном мы активно применяем современные технологии, используемые в проектировании и изготовлении комбайнов. Это существенно ускоряет процесс создания машины и выхода её на рынок. По состоянию на настоящий момент, конструкторско-технологическая отработка может происходить прямо на этапе проектирования, когда в 3D-формате модель детали, сборочной единицы или агрегата машины создается на компьютере конструктором и технологом в виде ее электронной копии. В это же время идёт проектирование нужной оснастки. Это также существенно уменьшает количество ошибок.
– Какой будет «рыночная ориентация» будущего комбайна? Подходит ли он больше для стран бывшего СССР, или модель создаётся для предложения на рынках ЕС и США?
– Конечно, после выхода на традиционные рынки, через определенное время комбайн будет адаптироваться к специфическим требованиям других рынков путем создания требуемых модификаций. При этом, новая машина будет привлекательна для любого потенциального потребителя, знающего цену деньгам, если будет сохранено оптимальное сочетание «цена-качество». У каждого рынка сельхозтехники есть ряд своих ограничений и предпочтений. Например, в Европейском союзе имеется хороший доступ к финансовым кредитным ресурсам и большие дотации для сельхозпроизводителей. Это сказывается и на технике, выпускаемой там. На западноевропейских комбайнах предлагается достаточно много решений и опций, в которых фермер не имеет острой нужды для сезонной машины, но вот ее цена из-за этого значительно возрастает. Например, все более широко предлагаются крупногабаритные пластиковые цельнолитые капоты, элементы не всегда экономически оправданной автоматики, бортовые компьютеры со все большими экранами, дорогостоящими дизайнерскими интерьерами рабочего места оператора и другими соблазнительными, но недешевыми изысками. Также в ЕС завышены экологические требования к сельхозмашинам, и не за горами внедрение стандарта Stage V, который придёт на смену Stage IV. Двигатели нового стандарта будут более дорогими и сложными в эксплуатации, насыщенными электроникой.
– То есть для ремонта такого аппарата потребуются специальные условия и «слесари с мозгами хакеров»? Как же найти баланс между неизбежным обновлением и приемлемой стоимостью?
– Именно так, и европейцы не могут этого не видеть. Также дорогими будут запасные части, и все эти усложнения вызывают понятное недовольство у аграриев. Ведь там подержанный автомобиль иногда выгоднее продать, чем отремонтировать. Это же относится и к сельхозмашинам. Так что белорусский вариант сочетания повышенной производительности, качественной уборки и разумной стоимости может вполне устроить многих зарубежных покупателей.