– Расскажите, откуда вы родом, где учились и как начинали свой трудовой путь?
– Рассказывать о себе – это не в моих правилах. Но поскольку я согласился на интервью, то вкратце расскажу. Родился в деревне Глазовка Буда-Кошелёвского района 1 января 1942 года. После войны, при выдаче свидетельства о рождении, председатель комиссии райисполкома для меня категорично определил день рождения 15 мая. Так и живу с двумя днями рождения. В июле 1941 года отец ушёл на фронт и, к сожалению, не вернулся. Пропал без вести. Мать работала в колхозе, прожила долгую жизнь, до 91 года. В Глазовке я окончил семь классов, доучивался уже в Буда-Кошелёво. После десятилетки в 1960 году поехал в Гомель, где поступил в ПТУ-3. Должен сказать, что самые теплые и самые добрые воспоминания о преподавателях и производственных мастерах училища у меня сохранились до сегодняшнего дня. В 1961 году по окончании училища был принят в механосборочный цех завода «Гомсельмаш» слесарем механосборочного производства. В этом же году был призван в армию. Служил в Борисове, потом в топогеодезическом отряде в Минске.
– Как проходила служба?
– В плане воинской службы мне повезло. В Борисове находился при химмастерской по ремонту дозиметрических приборов и химзащиты. Для нас были созданы отличные условия для творчества, и мы (нас было четверо) этим благом пользовались. Мы писали рацпредложения, а нам создавали условия для их внедрения. Наиболее значимые из них были представлены на окружной выставке в Минске. Причем, представляли их авторы предложений. Так, я представлял изготовленный мною универсальный станок для механического снятия старых лакокрасочных покрытий, в том числе в труднодоступных местах. Третий год службы в топогеодезическом отряде для меня был насыщенным и интересным. В составе четырех человек с радиодальномером мне довелось исколесить обширную часть Беларуси, в том числе Беловежскую пущу. Работал на высоте до 28 м. Такой была высота трех и четырех опорных сигналов деревянной конструкции в Беловежской пуще. Приходилось работать и со светодальномером в ночное время. Отслужив, в 1964 году вернулся в механосборочный цех №1. Пять лет работал слесарем механосборочных работ. Собирал двухступенчатые редукторы для навозоразбрасывателей. Примерно столько же работал токарем. Параллельно учился на вечернем отделении Белорусского политехнического института, филиал которого располагался в Гомеле, по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
– Вас наградили орденом «Знак Почёта», когда вы еще были рабочим. Расскажите подробнее.
– Сначала отвечу кратко. Наградили – значит, заслужил, так как влиятельных чиновников у меня «в друзьях» ни тогда, ни сейчас не было и нет. Моя трудовая деятельность началась в 60-е годы, когда заводу «Гомсельмаш» доводились достаточно напряженные производственные задания. В сутки с конвейера сходило по 180 тракторных прицепов. Завод работал в трехсменном режиме. Рабочих рук не хватало. Особенно сложная ситуация с выполнением производственного плана складывалась во второй половине месяца из-за неритмичности производства. С нами, рабочими, постоянно проводилась разъяснительная работа. Так вот, в те годы, к примеру, меня не надо было уговаривать привезти на ручной тележке с другого участка детали для сборки редуктора. Меня не надо было уговаривать сделать полторы или две сменные нормы. Так было в 60-е, так было и в 70-е годы. Когда я работал токарем, обходился без наладчика. Становился за любой токарный станок. И не только. Я понимал, что делаю конкретную пользу на участке и одновременно приобретаю так необходимый для меня опыт. О своем награждении узнал в день вручения награды. Вот такой для меня был подготовлен сюрприз.
– Когда вы впервые поехали за рубеж, какая это была страна?
– После окончания института работал в техбюро МСЦ-1 инженером-технологом отдела главного технолога. Главным технологом тогда был Геннадий Филиппович Грошев. Человек грамотный, интеллигентный, чуткий. Его многие до сих пор вспоминают с теплотой. С этого момента у меня и начались командировки по бывшему СССР. Первая командировка за рубеж предложена была в 1975 году – осваивать производство самоходного тростниковоуборочного комбайна на Кубе. Там я работал два года, с 1976-го по 1978-й.
– Что можно сказать об особенностях работы на Острове Свободы?
– Во-первых, я познакомился с чудесными, исключительно дружелюбными людьми. Они жили в бедности, но при этом были беспредельно счастливы. Мы для них были братьями. А мы от такого отношения чувствовали себя в абсолютной безопасности как днем, так и ночью. Во-вторых, практически все кубинские специалисты были выпускниками наших вузов. Между нами практически не существовало языкового барьера. Завод по производству тростниковоуборочных комбайнов строился в городе Ольгин с участием СССР и, что называется, «под ключ». До нашего приезда строители выполнили полный комплекс строительно-монтажных работ. Другими словами, строители полностью подготовили завод к эксплуатации. Это одна из особенностей хорошо продуманной и четко спланированной совместной работы по строительству завода и его вводу в эксплуатацию. Вторая особенность – к нашему приезду было построено достаточное количество квартир для размещения двухсот семей, приехавших из России, Беларуси, Киргизии, Украины. Только от нашего завода на Кубу было командировано 14 человек. В Ольгине все вместе мы встретились впервые, но очень быстро сплотились не только между собой, но и с кубинцами. Третья особенность совместной подготовки производства заключалась в том, что были созданы две параллельные организационные структуры управления предприятием, что позволяло совместно и оперативно решать все вопросы. Кроме того, для поддержания требуемой дисциплины был создан партком. Конечно, освобожденного секретаря парткома не было. Обязанности секретаря парткома были возложены на начальника цеха. Я, например, был избран секретарем кустовых партийных ячеек. В домах по месту жительства действовали женсоветы. Для кубинских руководителей всю ответственность за выполнение графика освоения производства устанавливал сам Фидель Кастро. Для того чтобы нашим братьям-кубинцам было немного спокойнее, мы становились на рабочие места и работали. Вот здесь мои рабочие профессии были исключительно полезными для цеха, в котором я работал. Все эти меры позволили к установленному сроку изготовить первые пять комбайнов, на одном из которых Фидель Кастро лично за рулем выехал из цеха. Вот такие особенности работы были на Кубе.
– Над чем трудились по возвращении с Кубы?
– После возвращения, с 1978 года по 2013 год включительно, занимался подготовкой производства новых изделий и технологическим обеспечением текущего производства. При этом мне довелось поработать в разных должностях технологических служб ЗСК, ГЗЛиН, производства прицепных машин, начиная от начальника техбюро и до главного технолога объединения. Главным технологом объединения работал с 1986 года по 2004 год. За этот период география моих служебных командировок была достаточно обширной – от Калининграда до Забайкальского края, от Брянска до Челябинска. Мне довелось побывать в Казахстане, Узбекистане, Грузии, Литве и Латвии. Командировки в другие республики и страны – это познание региона, уклада жизни населения и т.д. Например, на Кубу мы летели через всем печально известный Бермудский треугольник. Пересекал экватор, когда летел в Аргентину, пусть краешком глаза, но увидел столицу Аргентины Буэнос-Айрес. В детстве я читал книгу о карманных воришках этого многомиллионного города, которых, по рассказам местных жителей, меньше не стало.
– Александр Александрович, каким был первый опыт создания СП за рубежами Беларуси?
– Если коротко, то полезным для нашего предприятия. Говорят, что первый блин всегда комом, но к специалистам ПО «Гомсельмаш» это не относится. Например, над «первым блином» в Брянске работали профессионалы, поэтому он даже не «подгорел». Инженерно-технические службы, экономисты, бухгалтеры, ПДУ просто делали свою работу. Конечно, были трудности при решении отдельных вопросов, но все вопросы решались и, при необходимости, решались на самом высоком уровне. Относительно опыта. Все, кто создавал СП в Брянске, приобрели определенный опыт на пользу себе и своему предприятию. Чем чаще работник выполняет одну и ту же работу, тем быстрее и на более высоком уровне он это делает. Лично я при создании СП в Брянске получил ощутимый опыт, который потом успешно использовал при создании СП в Китае.
– С чего начиналась работа на китайской земле?
– Генеральный директор ПО «Гомсельмаш» поставил передо мной задачу организовать в Харбине, на территории корпорации «Дун Цзин WOER» завод по производству кормоуборочных комбайнов КСК-600-06 и початкоуборочных комбайнов. Вот, собственно, с этого и началась моя работа.
– С какими трудностями и особенностями производства вы столкнулись в Китае?
– О трудностях говорить не приходится, трудностей в любом деле больше, чем достаточно, а об особенностях создания совместного производства в Китае и об отношениях в течение четырех лет сказать есть что. Во-первых, организация создания СП в Китае была отлажена, можно сказать, до автоматизма. Потому что в Харбине их сотни, поэтому все обошлось без проблем. Во-вторых, с первых дней совместному предприятию мэр города, губернатор провинции и его заместители, секретарь компартии провинции уделяли самое пристальное внимание. Выделялись денежные средства на реконструкцию корпусов и открытых площадок, льготные кредиты, оказывалась помощь в реализации продукции. Со стороны Беларуси мы тоже были не забыты. На открытии СП присутстсвовал председатель Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир Андрейченко с большой делегацией. Конкретную помощь СП постоянно оказывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в КНР Анатолий Тозик. Посещал СП и тогдашний первый вице-премьер Владимир Семашко. Уверен, что эта встреча запомнится надолго всем сельмашевцам, которые были в это время на СП. Вот под такой опекой высокого уровня мы создавали мощности и собирали комбайны. Это и есть особенности производства в КНР. В техническом отношении тоже имелись свои особенности. Это, прежде всего, транспортировка машинокомплектов. Железнодорожная платформа для машинокомплектов оказалась своеобразным испытательным стендом на прочность в течение месяца с пробегом примерно в 11 тысяч километров. За это время, к примеру, остов комбайна и всё, что было вложено в него, подвергалось знакопеременным нагрузкам. В результате возникали усталостные трещины в конструкции остова. И чем выше от уровня платформы, тем сильнее проявлялся результат таких нагрузок. Например, уложенные в кабину пакеты с деталями выглядели так, словно они побыли в дробеструйной установке. Поэтому каждый доставленный на СП машинокомплект приходилось обследовать, изучать причины и по каждому отдельному случаю направлять готовые решения для исключения данных моментов и одновременно давать решения по восстановлению машинокомплектов. Так, к слову, накапливался опыт транспортировки машинокомплектов не только по железной дороге в КНР, но и водным транспортом в Аргентину. Другое дело, как этот опыт используется на предприятии, в каких документах прописывается? Где, например, записано, что любой работник технического контроля, независимо от должности, не имеет права принимать решение по изменению упаковки машинокомплектов? Это уже отдельная и исключительно важная тема для предприятия.
– Какие ещё машины выпускались в Китае, как создавалось производство?
– Краткая хронология развития СП такова: Декабрь 2009 года стал отправной точкой создания совместного предприятия по изготовлению сложной сельскохозяйственной техники и его стремительного развития в объемах и номенклатуре; 2010 год – коллектив РКУП «ГСКБ» в Гомеле в короткие сроки создал конструкцию высокопроизводительного кормоуборочного комбайна КСК-600-06 и початкоуборочного комбайна КПС-4 с гидростатическим приводом. Правительство города Харбина тогда высоко оценило вклад разработчиков конструкции комбайнов и создало для СП условия для создания и освоения производственных мощностей на проектный выпуск комбайнов. Уже в первом квартале 2011 года была закончена реконструкция 12 тысяч складских площадей под производство самоходных комбайнов и созданы производственные мощности на выпуск 3500 штук комбайнов в год, реконструировано более 20 тысяч квадратных метров открытых площадок. К изготовлению комбайнов было привлечено более 100 предприятий КНР. А первая промышленная партия комбайнов КПС-4 была изготовлена с локализацией производства на предприятиях КНР более 50 процентов. В 2012 году конструкторы РКУП «ГСКБ» разработали и провели испытания початкоуборочного комбайна с пятирядковым початкоотделителем и прямоточной схемой подачи початков, что позволило в 2013 году начать изготовление первой промышленной партии этих комбайнов.
– Чем объяснялась такая спешка в запуске производства?
– В спешке можно свернуть производство, а вот в спешке освоить выпуск комбайнов не осмелится ни одно предприятие. Слишком большой производственный риск. Поэтому оба учредителя СП сначала согласовали график совместного проведения подготовки производства початкоуборочных комбайнов с реальными сроками выполнения для обеих сторон и план совместного производства. Так что все шло по утвержденному графику. Безусловно, план производства для обеих сторон был достаточно напряженным. Правда, «Гомсельмашу» обоснованно предлагался в разы больший план производства, так как имелась реальная возможность продать все, что предлагалось. То есть предлагалось максимально заполнить рынок, так как в это время в КНР была утверждена программа развития животноводства, а, следовательно, и развития кормопроизводство. Надо отметить, что изготовленные на СП комбайны КПС-4 и КПС-5 на рынке провинции Хейлунцзян заняли тогда достойное место.
– Как и за какие заслуги вам было присвоено звание почётного гражданина города Харбина?
– Если бы звание почетного гражданина 12-миллионного города Харбина присваивали за красивые глаза или за продолжительность работы в городе, то такой наградой меня точно бы не удостоили. Такого звания заслуживают те, кто внес большой вклад в развитие города, за заслуги в развитии дружбы между народами.
– Чем вы живёте и заняты сейчас?
– Без дела не сижу. Заниматься есть чем. Это все, что могу вам сказать.
Беседовал Андрей ПОПОВ.