Валентин Алексеевич принимает непосредственное участие в создании и испытании новых гомельских машин.
– Как можно вкратце можно описать цикл развития комбайна – от первых идей до воплощения в металле – и выхода новинки на испытания? Что является главным в этом процессе?
– Работаем над увеличением семейства зерноуборочных комбайнов, в основе которых лежит первенец – комбайн КЗС-7 с молотильным барабаном диаметром 800 мм и шириной молотилки 1200 мм. В настоящее время это семейство насчитывает множество моделей. Комбайны КЗС-7, КЗС-8, КЗС-10 и КЗС-1218 унифицированы между собой более чем на 80%, они различаются шириной молотилки и мощностью двигателя, а также одно- или двухбарабанным молотильно-сепарирующим устройством. Дополнительно к выпускаемым машинам на базе КЗС-1218 были разработаны и изготовлены, в частности, КЗС-2221 с трёхбарабанным МСУ и КЗС-3221 с роторными соломосепараторами вместо клавишного соломотряса. Главным, пожалуй, является принятый в ОАО «Гомсельмаш» метод создания и последовательного расширения семейства высокоунифицированных зерноуборочных комбайнов. Он позволяет с меньшими затратами осваивать производство очередной машины и, что немаловажно, ускорять освоение комбайна в сельском хозяйстве, сокращать эксплуатационные затраты.
– Какие из созданных на ОАО «Гомсельмаш» машин не имеют аналогов в мире?
– Это комплекс машин для уборки кормов, сахарной свеклы и зерновых культур, агрегатируемых с универсальным энергосредством (УЭС). Удельная материалоёмкость этого комплекса машин в разы меньше, чем у машин-аналогов, себестоимость уборки также существенно ниже. Именно используя эти комплексы мы снизили затраты по горюче-смазочным материалам, что также помогло пережить «лихие 90-е».
– Сегодня среди передовых идей – создание комбайна на газомоторном топливе. Что вы можете сказать об этой машине, какие трудности ждут аграриев на стадии внедрения её в сельхозпроизводство?
– Это перспективная разработка, и сегодня мы имеем все условия, чтобы спокойно трудиться над усовершенствованием новинки. Всё сегодня под рукой, ныне к нашим услугам буквально весь мир, можно заказать любой двигатель, любую деталь и узел. Среди трудностей назвал бы следующие: в нашей стране нет большой сети АЗС с газовым топливом. Для заправки машин прямо в поле нужно будет создавать инфраструктуру, приобретать или создавать газозаправочные машины. Ещё открыт вопрос безопасности работы. Всех нюансов пока не знаем, и многое познаётся в процессе испытаний. Перспективной эта разработка является в силу относительной дешевизны газа в сравнении с дизельным топливом.
– Могут ли в будущем возникнуть проблемы с внедрением газомоторного комбайна? Ведь нет АЗС и заправщиков, да и сомнения, стоит ли внедрять непонятную новинку, никто не отменял.
– Не нужно бояться неизвестного и нового. Приведу пример из прежнего опыта. До 1980 года все комбайны были с механическим приводом на ходовую часть. Новая для того времени гидростатическая трансмиссия на машинах КСК-100 внедрялась с большими трудностями. Для обслуживания такой техники требовалось иметь запас специального трансмиссионного масла. В то время это был дефицитный продукт, в связи с чем для каждого КСК-100 завод отправлял бочку с маслом. Спустя несколько лет никаких проблем для обслуживания машин с гидростатической трансмиссией уже не было. Всё преодолимо, когда есть необходимость и целесообразность.