Как сообщил директор научно-технического центра комбайностроения Александр Шантыко, необходимость срочного поиска новых решений и выпуска новинок в значительной степени обусловлена потребностью диверсификации рынка техники:
– Не секрет, что мы вступили в эпоху прямого конкурирования с мировыми гигантами комбайностроения, в том числе и российскими, и поэтому сегодня мы уверенно взяли направление на развитие зерноуборочной техники, а также адаптеров к ней. Несмотря на сложности, пять новых комбайнов: КЗС-4118К (газомоторный, двухбарабанный с классическим МСУ — на снимке), КЗС-2221К (трехбарабанный с классическим МСУ), КЗС-1119Р (с МСУ роторного типа), КЗС-1319 и КЗС-3219КР (оба комбайна двухбарабанные с МСУ гибридного типа), были изготовлены в срок, и вот теперь отправились на испытания. Для каждой машины они будут разными, но все они будут испытываться во время уборочной страды на полях. За ходом испытаний будут следить специалисты НТЦК и ГУ «Белорусская машиноиспытательная станция» (БелМИС). Особую благодарность хотелось бы выразить В.А. Шуринову, принявшему непосредственное участие в разработке конструкции и отработке образцов новых комбайнов.
Из числа новинок другого вида техники руководитель НТЦК назвал самоходную рисоуборочную косилку на гусеничном ходу КС-150СР. Она проходила имитационные испытания и в целом показала неплохие результаты. Стоит более подробно рассказать об испытаниях, которые предстоят «великолепной пятерке», все они будут сопровождаться работой в поле.
– КЗС-4118К пройдет исследовательские испытания в НТЦК и Белорусской МИС – сообщил Александр Шантыко. – КЗС-3219КР и КЗС-1119Р будут подвергнуты предварительным испытаниям в НТЦК, КЗС-2221К ожидают эксплуатационные испытания также в стенах производства, а КЗС-1319 будет проходить приемочные испытания на БелМИС. Большинство новинок имеет ярославские «сердца», лишь у КЗС-4118К и КЗС-1119Р под капотом двигатели Cummins, производитель которых согласился участвовать в эксперименте с выпуском газомоторного комбайна.
Переговоры с моторостроителями шли не один месяц, ведь КЗС-4118К уникален не только для нашей страны, но и для мировой практики, так как никто раньше не выпускал сельскохозяйственную машину на экономичном газовом топливе. Кроме того, токсичность выхлопа экологически чистого комбайна соответствует перспективным нормам по выбросам Stage V (вступят в действие после 2019 года). Что касается ярославских двигателей хорошо известной марки «ЯМЗ», то стоит обратить внимание на комбайн КЗС-2221К, оснащенный новым двигателем, который ранее не ставился на гомсельмашевские машины. Он соответствует современным нормам Stage-III. Аналогичное «сердце» и у КЗС-3219КР. Что касается адаптеров, то КЗС-2221К в ходе испытаний будет оснащен зерновыми жатками ЖЗК-7-2, ЖЗК-9-1 и комплексом для уборки кукурузы КОК-8-2. Газомоторный КЗС-4118К получит жатку ЖЗК-7-2 и КОК-8-2-1. КЗС-3219КР опробуют с жаткой ЖЗК-7-2 и КОК-8-2. КЗС-1319 будет испытываться с жаткой ЖЗК-9-2, восьмирядковой жаткой для уборки кукурузы КЗК-13-28 и новой жаткой с выдвижным столом ЖЗК-7,5В. КЗС-1119Р будет также испытываться с жаткой ЖЗК-7,5В и КЗК-13-28. Полевые испытания пройдут в хозяйствах Гомельского района.
Все эти комбайны, по словам директора научно-технического центра комбайностроения, не появились бы без командного духа. Руководство НТЦК выражает благодарность руководителям, конструкторам, технологам, рабочим центра, а также коллективам департамента региональных продаж, управлений главного технолога и подготовки производства, а также многих цехов ОАО «Гомсельмаш», принявших участие в изготовлении образцов комбайнов.