Неоднократно вспоминались мировая рецессия, проблемы на рынке основного потребителя продукции белорусского машиностроения — России (девальвация российского рубля привела к потере более чем трёх триллионов рублей оборотных средств). Среди стабилизаторов ситуации назывались такие меры, как диверсификация рынков сбыта, максимальное внимание вопросам качества продукции и снижения её себестоимости.
— На первый план выходят вопросы качества и себестоимости продукции, эффективности управления, производства и диверсификации продаж, — подчеркнул Президент. — Мы не единожды обсуждали данную проблему, и было принято принципиальное решение о том, что может сделать государство. Мы должны честно и откровенно сказать: мы делаем это или по каким-то причинам делать не будем. На сегодняшний день правительство выработало меры поддержки. Но на каждом предприятии должны быть выработаны и собственные гибкие меры реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы.
По словам вице-премьера Владимира Семашко, сформулированы конкретные меры государственной поддержки «Гомсельмаша», «МАЗа», «БелАЗа», «Амкодора» и других предприятий.
— Меры по каждому предприятию совершенно разные, но в основном сводятся к реструктуризации той задолженности, которая накопилась в виду объективных причин. Президентом эти предложения правительства в целом были поддержаны. При этом глава государства поставил жесткое и справедливое требование, что все — директор предприятия, министр, вице-премьер, премьер — должны отвечать в полной мере за то, чтобы, в конце концов, был достигнут результат, — отметил Владимир Семашко.
Среди основополагающих задач для каждого предприятия Минпрома — сохранение коллективов. Но, как отметил министр промышленности Беларуси Виталий Вовк, без наличия рынков сбыта продукции сделать это невозможно.
— Задача — по всем направлениям сработать не хуже, чем в прошлом году. Состоялся ряд визитов на высшем уровне. Китай, Пакистан, Индия — эти три страны должны стать стимулом для развития промышленного комплекса.
На «Гомсельмаше» вопросу диверсификации рынков сбыта уделяется большое внимание. Например, в этом году планируется поставлять продукцию почти в 30 стран. В прошлом году их было около 20.
— Также мы имеем ряд контрактов по поставке техники в Китай. Буквально в мае подписали контракты на сумму порядка 10 миллионов долларов. Ведем активную политику по продажам техники в странах Европейского союза, Латинской Америки, — сообщил первый заместитель директора департамента региональных продаж Игорь Короткевич.
Евгений ДАНИЛОВ.