Первый в мире газовый зерноуборочный комбайн создан на «Гомсельмаше». Эта новость в нынешнем году облетела мировые специализированные издания, радикально изменив взгляды на экологичность и экономичность аграрной техники. То, что до сих пор считалось невозможным, в Гомеле взяли и сделали. Причем патронировать амбициозный проект доверили 29-летнему ведущему инженеру-конструктору научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Глебу Ермольчику, который, собственно, и подал инновационную идею.
Мне чудом удается вклиниться в расписание его рабочей недели. Застаю Глеба Ермольчика после командировки из Минска и до командировки в Москву.
— Все из-за газомоторного комбайна мотаетесь?
Глеб смеется:
— Есть такое дело. В Минске — по рабочим вопросам. В Москве — бизнес-инкубатор молодежных организаций Беларуси и России, где представляю этот проект. В своей разработке мы пока первые и единственные в мире. Поэтому надо активно продвигать машину. Она того стоит.
Не теряя времени, в ускоренном темпе двигаемся по цехам НТЦК. Глеб здесь как рыба в воде. На «Гомсельмаше» уже седьмой год. Пришел после окончания магистратуры Белорусского государственного университета транспорта, получив специальность «Инженер-механик путевых машин». Мне немного странно, что выбор пал на комбайностроение, когда изучались науки стальных магистралей. Но собеседник горячо со мной не соглашается:
— Во-первых, я инженер. Во-вторых, прежде чем включиться в работу, прошел практику на заводе и курсы производственной адаптации. Здесь проблем не было. На самом деле «Гомсельмаш» — это очень интересное предприятие. Даже сложно найти в Беларуси такого масштаба завод, где практически все производят самостоятельно. На постсоветском пространстве конструкторское бюро «Гомсельмаша» считается наиболее фундаментальным. У нас можно воплотить практически любые идеи. Главное, что предприятие в этих идеях заинтересовано.
Ровно так в 2016 году молодым кадрам предложили подумать над инновационными проектами. Ермольчик и вынес идею газового комбайна на суд научно-технического совета:
— Переход на газовое топливо — мировая тенденция последнего времени, — объясняет мне Глеб прописные истины рынка. — Изучалась тема и по комбайнам. Ученые и практики искали возможность создания подобной машины. Куча статей в прошлом была написана о том, что комбайн на газомоторном топливе сделать нельзя. Неразрешимым оказался вопрос, как разместить на машине баллоны с нужным объемом газа, чтобы техника полноценно работала. Со стальными баллонами, которые в основном используются на постсоветском пространстве, это было нереально. Машина сразу утяжелялась на 8 тонн.
— Понятно, вас это не остановило. И не страшно было, что завернут проект или не получится?
— Если было бы можно, эту тему сделали бы до меня. Но тогда не имели такого оборудования, современных возможностей. А страха? Нет, не было. Любая идея — это риск. Не рискнешь — не поймешь. У нас была цель — не создать машину, а провести научно-исследовательскую работу о возможности применения газа на сельхозмашинах. За основу взяли надежный и проверенный комбайн «ПАЛЕССЕ GS12». Научно-технический совет поддержал начинание. Поддержал тему и Гомельский облисполком, когда мы подали заявку на финансирование из инновационного фонда. Тогда все завертелось. В проект включились специалисты наших отделов. В декабре 2016 года мы выдали конструкторскую документацию на завод, и уже в мае 2017 года первый образец был собран.
По результатам полевых испытаний газового комбайна использование метана практически в 3 раза уменьшило выбросы токсичных веществ и сократило расходы на топливо на 30–40 процентов.
Глеб сбавляет скорость. Распахивает ворота цеха. Вот и наделавший фурор «ПАЛЕССЕ GS4118К». Поблескивает дутыми, как у иномарки, боками. Внешне от своего прототипа «ПАЛЕССЕ GS12» мало отличается. Но если заглянуть внутрь... Глеб теперь с легкостью вспоминает о том, что было самым трудным на пути к образцу:
— Когда мы обращались в зарубежные компании по поставке нужного нам оборудования, то наталкивались, мягко говоря, на большое удивление. Например, комбайновые двигатели, работающие на газу, как вы понимаете, не производят. Пришлось работать с производителями автобусного оборудования и адаптировать его под нашу машину. Та же история получилась с газовыми баллонами. Вновь пришлось обратиться к мировому опыту автобусостроения. Зарубежная компания по нашим чертежам разработала специальные секции углепластиковых баллонов, скомпоновав их в кассеты, что позволило обеспечить бесперебойную и безопасную работу машины на протяжении 8–10 часов.
Во время нынешней жатвы газовый комбайн прошел испытания на полях Гомельщины и Татарстана, где показал свои достоинства — экономичность и экологичность. Сейчас полным ходом движется разработка конструкторской документации на организацию серийного производства. По поручению Главы государства в будущем году пилотный проект по испытанию газовых комбайнов пройдет на территории Гомельской области. К машинам нового типа есть интерес российских регионов, откуда уже поступили заказы. Глеб Ермольчик обо всем этом рассказывает — и глаза горят. Сразу видно, живет человек своим делом и гордится предприятием, на котором работает.
Источник: Советская Беларусь