Вальцы бывают ведущие и ведомые. Льнотреста проминается льномялками именно посредством вращающихся с одинаковой частотой рифлёных вальцов. В ходе работы вальцы подвергаются напряжению и сжатию, особенно при обработке невылежанной и влажной льнотресты. Обрабатывается, в среднем, 80-110 стеблей льна в секунду, что уже даёт представление о темпе работы льномяльной машины и нагрузке на детали. Сегодня широко применяются льномялки с 6 парами вальцов.
– На декабрь 2019 года мы имеем заказы от восьми льнозаводов, – рассказывает директор филиала Сергей Салапура. – Один заказчик – ОАО «Поставский льнозавод» – уже полностью обеспечен льномяльными вальцами нашего производства. Когда-то эти важные детали производились в России, но сегодня российские заводы уже не функционируют. Нашим коллегам по холдингу будет приятно узнать, что сегодня мы – единственные на постсоветском пространстве освоили и можем выпускать эти важные части автоматических линий, работающих на льнозаводах и нашей страны. Их в Беларуси более 20. В данный момент льнозаводы испытывают сложности с финансированием. Обычно мы производили вальцы для российской линии МТА. В прошлом году перешли на другую марку стали, выполняем дополнительную термообработку изделий. Первая партия новых деталей уже пошла к заказчикам, надеемся, что они прослужат дольше. На многих льнозаводах работают также линии КПАЛ, мы предвидим потребность в вальцах и для этих линий. Год назад мы проехали по некоторым льнозаводам страны. Тем из них, на которых работают линии КПАЛ, предложили свою продукцию. ОАО «Поставский льнозавод» стало первым, получившим партию новых вальцов для своих линий КПАЛ. И это далеко не предел. Если не будет проблем с финансированием, то наши инструментальные цехи будут загружены данной работой минимум на год. Мы также готовы освоить и выпускать льномяльные вальцы для бельгийских автоматических линий по производству льна марки DEPORTER. Сейчас льнозаводы закупают детали для этих линий в Бельгии за валюту. Бесперебойная работа с нашей стороны будет, но всё упирается в наличие металла, а этот вопрос напрямую увязывается с финансированием заказчика. Сейчас более десятка льнозаводов нуждается в «кпаловских» вальцах. Один комплект таковых, к слову, стоит порядка 40 тысяч.Если говорить в целом, то по состоянию на 10 декабря 2019 года филиалом «ГЗСИиТО» проработано 1118 направлений. Из них 455 приняты к исполнению. Это значит, что заказ либо уже выполняется, либо идёт процедура заключения договоров.
Иван ШУТОВ.