В довоенные годы номенклатура используемой в сельском хозяйстве техники, благодаря «Гомсельмашу», значительно расширилась. Завод освоил выпуск силосорезок «Универсалка» отечественной конструкции. С 1931 по 1941 год «Гомсельмаш» был единственным заводом, поставлявшим в хозяйства льномолотилки модели «ВНИИЛ», а также льносортировки и льноклеверотёрки. Знаковым для предприятия стал 1934 год, когда завод освоил выпуск достаточно сложной по тем временам машины – льномяльно-трепального агрегата типа «Шивинг-турбина», которая до этого ввозилась из-за границы. В этом же году было освоено производство зерновой молотилки БР-3: весной 1934 года «Гомсельмаш» получил срочное задание изготовить 750 молотилок БР-3, изделия нового и ранее неизвестного мастерам. 20 апреля были изготовлены три экспериментальных образца и проведены их стендовые испытания.
К юбилею НТЦК: семь десятилетий – история единства производства и науки
К юбилею НТЦК: семь десятилетий – история единства производства и науки
Коллектив научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» работает в тесном контакте со специалистами производства. Конструкторы непосредственно участвуют в производственном процессе, способствуя его оптимизации, прислушиваются к мнению мастеров и рабочих в цехах. Так было во все времена, о чем свидетельствует летопись предприятия.
Инженерно-технические работники совместно с рабочими-рационализаторами усиленно совершенствовали в те годы конструкции выпускаемых машин. Так, инженер-конструктор Минкович и рабочий Узенюк облегчили и уменьшили по габаритам сортировку КС-5 с одновременным упрощением её обслуживания. А лучшими рационализаторами были мастер Володькин, рабочие Сабанес, Коркедов, Новокрещенский. Роль непосредственных изготовителей продукции, мастеров и рабочих, была необычайно велика. Они же совершенствовали сельскохозяйственную технику и именно в результате совместной творческой работы ИТР и мастеровых в производство пошло пять новых моделей машин, ранее в СССР не выпускавшихся. Они по ряду характеристик превосходили иностранные аналоги.
Производственно-финансовый план 1934 года был выполнен полностью, и в конце этого года при заводском ДК организовался «Деловой клуб» ИТР и рабочих-рационализаторов, где обсуждались технологические вопросы машиностроения и проходили диспуты.
Конструкторская мысль идёт плечом к плечу с рабочим процессом и поныне. Сегодня в НТЦК ежегодно утверждается специальный график авторского надзора. Конструкторы посещают цехи предприятия, где совместно с техническими и контрольными службами проводят свой авторский надзор по закреплённым деталям и сборочным единицам. Помимо проведения авторских надзоров специалисты НТЦК участвуют в производственных совещаниях, где решаются вопросы серийного производства и постановки на производство новых моделей комбайнов, внедрения изменений в конструкцию серийных машин. Конструкторы участвуют в контроле производства, таким образом, устанавливая с ним тесную связь.
Начало сопровождения процесса серийного производства в наши дни начинается с формирования годового производственного плана. В соответствии с этим планом строится работа по ведению авторского надзора в процессе производства. Помимо цехов основного производства, конструкторы посещают и цехи смежных предприятий ОАО «Гомсельмаш». Это ЗАО СП «Брянсксельмаш» и производство «Светлогорский машиностроительный завод». Процесс авторского надзора неизбежно вносит свои коррективы, а его график подстраивается под вносимые в план производства изменения. Конструкторы в непосредственном контакте с технологами и специалистами службы контроля качества участвуют в приёмке деталей, сборке опытных образцов и принимают решения в случае отклонения от требований конструкторской документации. Обычно выполняется доработка, либо деталь выбраковывается. Порой ценный совет конструкторам, как и в былые годы, могут дать мастера в цехе. Славная традиция единства производства и науки продолжается. Синтез научного и производственного потенциалов порождает новые идеи и разработки. Многие новшества, которые сегодня применяют все и везде, первым применил на своей продукции именно «Гомсельмаш».
– Ещё в конце 90-х годов мы внедрили на машинах КПК-3000 доизмельчающее устройство дискового типа, так называемый корн-крекер,– рассказывает главный конструктор по кормоуборочной технике Иван Волков. – Также на нашем КВК-800 была впервые внедрена военная разработка – автоподкачка шин.
Иван Васильевич отметил, что хоть эти решения и не являются ноу-хау, но пионером по их внедрению именно на сельхозтехнике стало наше предприятие. Все производители, которые применили на своей технике эти нововведения, переняли идею от нас.
НА СНИМКЕ: НТЦК. Конструкторско-исследовательский отдел динамики, прочности, аналитической надежности. Инженеры-конструкторы первой категории Александр Калиновский и Дмитрий Иванов, заведующий отделом Алексей Вырский, кандидат технических наук Юрий Чупрынин.
Предыдущая статья:
Владимир Лерх: вы производите сельхозтехнику, которая нас устраиваетСледующая статья:
Метрологическая служба ОАО «Гомсельмаш» отметила 45-летие основания