С этой даты фактически и начинается история нынешнего ОАО «Научно-технический центр комбайностроения» (в прошлом СКБ, ГСКБ). СКБ комплектовалось кадрами различных подразделений завода. В первой группе насчитывалось всего 15 специалистов. Причем только четверо (Симаков, Тамаркин, Лобанов, Зингер) имели высшее образование. Кстати, один из них – Павел Лаврентьевич Симаков – стал замом Коцюбанова. Еще было шестеро техников (Никитин, Корф, Вапнярская, Моторина, Смирнова, Соболевская) и две чертежницы-копировщицы (Ковалева, Схабовская) – к сожалению, не всех помню по имени-отчеству.
Новое подразделение сразу же включилось в работу по конструкторскому обеспечению производства. Направления творческого поиска указывало министерство – ежегодно оно выдавало тематический план на разработку конструкции новых и модернизацию выпускаемых машин и оборудования для механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве. Не надо забывать, в каких условиях приходилось работать первопроходцам. Только-только окончилась война. Страна от Бреста до Москвы, Украина, Поволжье, Северный Кавказ – вся эта необъятная территория была в сплошных руинах. На полях – несчетное количество неразорвавшихся мин, бомб, снарядов. Не окреп еще и «Гомсельмаш», но работал он, как всегда, не считаясь со временем, – продукцию выпускал с превышением плановых заданий.
Шло время. Конструкторы набирались опыта. Усложнялась продукция. Подрастала молодежь. Как вспоминал в своих заметках в «Сельмашевце» в апреле – мае 1991 года бывший главный конструктор К.В. Клементьев, «к концу 1948 года численность СКБ составляла уже 43 человека, в их числе было 13 инженеров и 20 техников» (без учета численности экспериментального цеха, начальником которого был Сопин, – примечание автора). Вскоре в СКБ прибыло пополнение: выпускники Калязинского техникума Л.Г. Волкова, З.В., М.Я. и И.Я. Гавриленко, Т.А. Кропотова, Н.А. Куликова, из Ростова-на-Дону – Г.П. Лавриненко, будущий главный конструктор Г.А. Трофимук с женой Р.В. Трофимук. Пополнился коллектив и за счет опытных инженеров З.Л. Гуревича, Р.С. Стукалова, Я.М. Фабриканта и других. Мне, как говорят, посчастливилось начать трудовую деятельность именно в СКБ в январе 1954 года.
СКБ располагалось тогда в бытовках ремонтно-механического цеха – в здании, расположенном рядом с забором, за которым пролегала улица Рабочая. Мы занимали два зала на втором этаже, небольшой кабинет начальника СКБ был оборудован на лестничной площадке, кроме того, на первом этаже размещались архив и светокопировальный станок – «царство» Ирины Александровны Попель, с которой работали Наташа Горянская и опытная Сычева. Обязанности у них были непростые: после светокопировки чертежа, выполненного на прозрачной кальке, они проявляли светочувствительную бумагу (синьки) в парах нашатырного спирта. Условия работы – не позавидуешь. Никакой принудительной вентиляции – выручала только открытая дверь. Задержек с выдачей чертежей в цех или заводские службы, однако, не припомню.
В кабинете начальника СКБ постоянно проводились техсоветы. Порядок был таким: министерство, а точнее Главкомбайнпром ежегодно присылал нам тематические планы, Коцюбанов с помощниками распределяли их по исполнителям, исполнители вносили свои предложения по каждому этапу работы… Особенно жарко проходили техсоветы, когда рассматривались предлагаемые конструкции машин, – наверно, потому, что по каждой теме «назначались» оппоненты (каждый доказывал свое).
Не скрою, мне нравилось, как Коцюбанов вел техсоветы. Он внимательно выслушивал и взвешивал аргументы и тех, и других. Потом, итожа, говорил: «Сделаем так»… И предлагал свое, часто неожиданное, неизвестно когда продуманное решение. К сожалению, в 1955 году по состоянию здоровья он вынужден был оставить свою должность, правда, в 1961 году вернулся, но уже главным инженером…
Все годы в СКБ мечтали создать свой самоходный кормоуборочный комбайн. И село к этому подталкивало. Еще в 1955 году поняли, что сможем сконструировать, особенно после доработки чертежей и освоения производства силосоуборочного комбайна СК-2,6, оказавшегося, кстати, самой массовой машиной «Гомсельмаша». И знаете, свершилось-таки! Уже в 1972 году из ворот экспериментального цеха вышел первый самоходный кормоуборочный комбайн КСН-25. Правда, только макетный образец. Но он (а не КСК-100) был первым! (добавлю: КСК-100 за ворота сборочного конвейера вышел только 25 марта 1977 года).
В последующие годы разработка конструкции самоходных кормоуборочных, зерноуборочных, картофелеуборочных и других комбайнов получила бурное развитие. СКБ превратилось вначале в ГСКБ (головное специализированное конструкторское бюро) – под руководством Г.А. Трофимука, а затем молодые и задорные ребята сделали, казалось бы, невозможное – на базе СКБ (вернее, уже ГСКБ) создали мощный, современный научно-технический центр комбайностроения (НТЦК).
Большая ошибка считать, что вместе с людьми на пенсию уходят их память, пережитое в жизни, традиции. Оно-то, конечно, со временем поколения меняются, но мы, пенсионеры, во всяком случае, я со своими бывшими коллегами Н.С. Степанкиным, А.Ф. Камруковым, Е.И. Ермиловым и другими до сих пор внимательно следим за конструкторскими новинками. Вместе мы хотим поздравить коллектив НТКЦ с днем рождения и пожелать всему нынешнему поколению конструкторов крепкого здоровья, личного счастья, творчества в работе и удачи. Создавайте изделия, которые крайне необходимы людям и которые раскупались бы без остатка. Не забывайте, что конструктор – это всегда прогресс, развитие, движение вперед.
Георгий ХАЛЕЦКИЙ, пенсионер, бывший заместитель главного конструктора.
ДОСЬЕ. Г.М. Коцюбанов – первый главный конструктор «Гомсельмаша» (1947 – 1955 гг.) Специализировался на создании новых и модернизации выпускаемых машин для механизации трудоемких процессов в животноводстве. Участвовал в разработке более 70 наименований машин для механизации: приготовления кормов, загрузки и выгрузки их из кормохранилищ, водоснабжения ферм, доения кормов и первичной обработки молока, ухода за животными, погрузки, переработки, транспортировки и внесения в почву органических удобрений, соломорезок и т. д. (подробности в книге Н. Гулевича «А годы летят», стр. 122). Родился в семье сельского учителя в 1903 году. Окончил Харьковский машиностроительный институт. Был научным работником научно-исследовательского института сельского хозяйства, главным конструктором завода «Серп и молот». Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», золотой медалью ВДНХ СССР (посмертно). Активный рационализатор и изобретатель. Автор книги в помощь конструкторам. На «Гомсельмаше» – первый главный конструктор, начальник цеха № 19, первый начальник отдела механизации и автоматизации, главный инженер СКБ…