ОАО «НТЦК»: по дороге к 70-летию двигаться только вперед – к прогрессу

ОАО «НТЦК»: по дороге к 70-летию двигаться только вперед – к прогрессу

26.03.2015

ОАО «НТЦК»: по дороге к 70-летию двигаться только вперед – к прогрессу

Подумать только, даже не верится – 68 лет назад (целая жизнь!) директор завода «Гомсельмаш» Андрей Яковле­вич Быков приказом № 116 от 17 мар­та 1947 года объявил о решении союз­ного министерства назначить началь­ником специализированного конструкторского бюро (СКБ) – главным конструктором предприятия Григория Максимовича Коцюбанова.

С этой даты фактиче­ски и начинается история нынешнего ОАО «Научно-технический центр комбайностроения» (в прошлом СКБ, ГСКБ). СКБ комплектовалось кадрами различных подраз­делений завода. В первой группе насчитывалось всего 15 специали­стов. Причем только четверо (Си­маков, Тамаркин, Лобанов, Зин­гер) имели высшее образование. Кстати, один из них – Павел Лав­рентьевич Симаков – стал замом Коцюбанова. Еще было шестеро техников (Никитин, Корф, Вапнярская, Моторина, Смирнова, Соболевская) и две чертежницы-копировщицы (Ковалева, Сха­бовская) – к сожалению, не всех помню по имени-отчеству.

Новое подразделение сразу же включи­лось в работу по конструкторскому обеспе­чению производства. Направления твор­ческого поиска указывало министерство – ежегодно оно выдавало тематический план на разработку конструкции новых и модернизацию выпускаемых машин и обо­рудования для механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве. Не надо забывать, в каких условиях прихо­дилось работать первопроходцам. Только-только окончилась война. Страна от Бреста до Москвы, Украина, Поволжье, Северный Кавказ – вся эта необъятная территория была в сплошных руинах. На полях – не­счетное количество неразорвавшихся мин, бомб, снарядов. Не окреп еще и «Гомсель­маш», но работал он, как всегда, не счита­ясь со временем, – продукцию выпускал с превышением плановых заданий.

Шло время. Конструкторы набирались опыта. Усложнялась продукция. Подрас­тала молодежь. Как вспоминал в своих за­метках в «Сельмашевце» в апреле – мае 1991 года бывший главный конструктор К.В. Клементьев, «к концу 1948 года чис­ленность СКБ составляла уже 43 чело­века, в их числе было 13 инженеров и 20 техников» (без учета численности экспери­ментального цеха, начальником которого был Сопин, – примечание автора). Вскоре в СКБ прибыло пополнение: вы­пускники Калязинского техникума Л.Г. Вол­кова, З.В., М.Я. и И.Я. Гавриленко, Т.А. Кропотова, Н.А. Куликова, из Ростова-на-Дону – Г.П. Лавриненко, будущий главный конструктор Г.А. Трофимук с женой Р.В. Трофимук. Пополнился коллектив и за счет опытных инженеров З.Л. Гуревича, Р.С. Стукалова, Я.М. Фабриканта и других. Мне, как говорят, посчастливилось начать трудовую деятельность именно в СКБ в ян­варе 1954 года.

СКБ располагалось тогда в бытовках ремонтно-механического цеха – в здании, расположенном рядом с забором, за кото­рым пролегала улица Рабочая. Мы занима­ли два зала на втором этаже, небольшой кабинет начальника СКБ был оборудован на лестничной площадке, кроме того, на первом этаже размещались архив и свето­копировальный станок – «царство» Ирины Александровны Попель, с которой работа­ли Наташа Горянская и опытная Сычева. Обязанности у них были непростые: после светокопировки чертежа, выполненного на про­зрачной кальке, они проявляли светочув­ствительную бумагу (синьки) в парах на­шатырного спирта. Условия работы – не позавидуешь. Никакой принудительной вен­тиляции – выручала только открытая дверь. Задержек с выдачей чертежей в цех или за­водские службы, однако, не припомню.

В кабинете начальника СКБ постоянно проводились техсоветы. Порядок был та­ким: министерство, а точнее Главкомбайн­пром ежегодно присылал нам тематические планы, Коцюбанов с помощниками распре­деляли их по исполнителям, исполнители вносили свои предложения по каждому эта­пу работы… Особенно жарко проходили техсоветы, когда рассматривались предлагаемые кон­струкции машин, – наверно, потому, что по каждой теме «назначались» оппоненты (каждый доказывал свое).

Не скрою, мне нравилось, как Коцюбанов вел техсоветы. Он внимательно выслуши­вал и взвешивал аргументы и тех, и других. Потом, итожа, говорил: «Сделаем так»… И предлагал свое, часто неожиданное, неиз­вестно когда продуманное решение. К сожа­лению, в 1955 году по состоянию здоровья он вынужден был оставить свою должность, правда, в 1961 году вернулся, но уже глав­ным инженером…

Все годы в СКБ мечтали создать свой са­моходный кормоуборочный комбайн. И село к этому подталкивало. Еще в 1955 году по­няли, что сможем сконструировать, особен­но после доработки чертежей и освоения производства силосоуборочного комбайна СК-2,6, оказавшегося, кстати, самой мас­совой машиной «Гомсельмаша». И знаете, свершилось-таки! Уже в 1972 году из ворот экспериментального цеха вышел первый самоходный кормоуборочный комбайн КСН-25. Правда, только макетный образец. Но он (а не КСК-100) был первым! (добавлю: КСК-100 за ворота сборочного конвейера вышел только 25 марта 1977 года).

В последующие годы разработка конструк­ции самоходных кормоуборочных, зерноу­борочных, картофелеуборочных и других комбайнов получила бурное развитие. СКБ превратилось вначале в ГСКБ (голов­ное специализированное конструкторское бюро) – под руководством Г.А. Трофимука, а затем молодые и задорные ребята сделали, казалось бы, невозможное – на базе СКБ (вернее, уже ГСКБ) создали мощный, совре­менный научно-технический центр комбай­ностроения (НТЦК).

Большая ошибка считать, что вместе с людьми на пенсию уходят их память, пере­житое в жизни, традиции. Оно-то, конечно, со временем поколения меняются, но мы, пенсионеры, во всяком случае, я со свои­ми бывшими коллегами Н.С. Степанкиным, А.Ф. Камруковым, Е.И. Ермиловым и дру­гими до сих пор внимательно следим за конструкторскими новинками. Вместе мы хотим поздравить коллектив НТКЦ с днем рождения и пожелать всему нынешнему по­колению конструкторов крепкого здоровья, личного счастья, творчества в работе и уда­чи. Создавайте изделия, которые крайне не­обходимы людям и которые раскупались бы без остатка. Не забывайте, что конструктор – это всег­да прогресс, развитие, движение вперед.

Георгий ХАЛЕЦКИЙ, пенсионер, бывший заместитель главного конструктора.

ДОСЬЕ. Г.М. Коцюбанов – первый главный конструктор «Гомсельмаша» (1947 – 1955 гг.) Специализировался на создании новых и модернизации выпускаемых ма­шин для механизации трудоемких процессов в животноводстве. Участвовал в раз­работке более 70 наименований машин для механизации: приготовления кормов, загрузки и выгрузки их из кормохранилищ, водоснабжения ферм, доения кормов и первичной обработки молока, ухода за животными, погрузки, переработки, транспор­тировки и внесения в почву органических удобрений, соломорезок и т. д. (подробно­сти в книге Н. Гулевича «А годы летят», стр. 122). Родился в семье сельского учите­ля в 1903 году. Окончил Харьковский машиностроительный институт. Был научным работником научно-исследовательского института сельского хозяйства, главным конструктором завода «Серп и молот». Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», золотой медалью ВДНХ СССР (посмертно). Активный рационализатор и изобретатель. Автор книги в помощь конструкторам. На «Гомсельмаше» – первый главный конструктор, начальник цеха № 19, первый начальник отдела механизации и автоматизации, главный инженер СКБ…

Свяжитесь с нами

Ф. И. О.:

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение:

  Я предоставляю согласие на обработку персональных данных