Испытание одной машины в усиленном режиме может продолжаться от нескольких десятков минут до трёх суток. Всё зависит от количества выявленных дефектов и марки комбайна. Ни один рассказ об испытаниях машины не станет полным без репортажа из кабины испытуемого образца, и вот, пройдя необходимый инструктаж по технике безопасности, я получаю возможность сесть в кабину нового КЗС-10К под управлением водителя-испытателя 5 разряда Виктора Пирогова. Перед нами стоит совсем свежий комбайн, его агрегаты ещё не закрыли кожухами, чтобы легче было добраться до них в случае выявления дефектов. Забираюсь в кабину под оглушительный грохот двигателя, предполагая, что и внутри будет такое же «музыкальное сопровождение». Однако, закрыв дверь кабины, понимаю, что обманулся. Шумоизоляция хорошая, мы слышим лишь то, что двигатель работает. Кондиционер пока не заправлен, но в кабине не жарко. В целом, рабочее место комбайнёра эргономично, как говорится, всё под рукой. Штурвал машины расположен совсем как у истребителя F-16, то есть справа. Тут же перед глазами водителя бортовой компьютер. Мы плавно трогаемся.
– Сейчас я еду на третий круг, – говорит Виктор Пирогов. – Каждый раз надо пройти испытательный трек на всех передачах, проверить двигатель и системы машины. Все дефекты выявляются здесь. Испытания проходят с использованием имитатора жатки. Это вон те синие металлические ящики, которые я подцеплю к машине. Так мы проверяем цилиндры проставки жатки. Недавно устранили течь масла, сейчас убедимся, насколько хорошо проведены эти работы. Время испытания в каждом диапазоне в среднем 20 минут.
– Какие поломки считаются наиболее критичными? Сколько моточасов на испытаниях отрабатывают комбайны КЗС?
– Пожалуй, выход из строя гидронасоса – одна из таковых. В тяжёлых ситуациях с трека машину отбуксирует трактор. Испытывается всё, что крутится, так можно сказать по-простому, в том числе и главный привод. В режиме испытаний на треке нужно наездить не менее 14 километров, двигатель должен отработать минимум один моточас, системы комбайна – также не меньше одного моточаса. Сейчас с имитатором жатки поедем по кругу.
Виктор Пирогов заезжает на специальный участок трека, где сделаны искусственные неровности, по типу «лежачих полицейских». Начинается «болтанка» из стороны в сторону, однако никаких посторонних шумов и скрипов не слышно. Машина с подвешенным спереди имитатором жатки проходит трек легко. Также хорошо КЗС-10К заезжает на эстакаду и спускается с неё. Ещё два круга трека мы проходим с нагрузкой. Дефектов не обнаружено. Машина отправится на осмотр, затем на неё установят кожух и поставят на отгрузку.
КЗС-10К – один из массовых гомельских комбайнов, который по достоинству оценили аграрии всего бывшего СССР. Наряду с другими модификациями, «десятку» собирают в ССЦ. По своим впечатлениям от поездки смело могу утверждать: комбайн – реальная машина для настоящих профессионалов!
Андрей ПОПОВ.
НА СНИМКЕ: водитель-испытатель ССЦ Виктор Пирогов.