Создатели техники будущего

Создатели техники будущего

03.02.2024

Создатели техники будущего

Свой профессиональный праздник – День белорусской науки – вместе с коллегами по научно-техническому центру комбайностроения в минувшее воскресенье отметили и специалисты конструкторского отдела гидропневмосистем и электрооборудования НТЦК. В последние годы их деятельность заиграла другими красками, приобрела оттенки новых альтернативных решений, о которых корреспонденту «Сельмашевца» рассказали в КО ГПСиЭ.

КО ГПСиЭ.jpg

Немного истории

В КО ГПСиЭ работает без малого 30 человек. По меркам НТЦК – это очень большое подразделение. Однако, если всех работников разделить на три не связанных друг с другом передела, работа которых сосредоточена в отделе, – не так уж и много людей задействовано в решении сложных конструкторских задач по каждой из функций. КО ГПСиЭ ведет три направления: гидросистемы всей номенклатуры выпускаемой техники; пневматические системы, которые практически применяются на самоходных комбайнах; электрооборудование (управление рабочими функциями комбайна, запуск и управление двигателем, светосигнальное оборудование, системы контроля, диагностики, т.д.).

– Раньше отдел занимался еще и электроникой, – вспоминает заведующий КО ГПСиЭ Александр Шапоров, возглавляющий его с 2015 года. – В составе отдела было направление автоматики и микропроцессорной техники. В 2005 году автоматику, как направление, вывели в отдельное структурное подразделение.

Колорит последних лет

В последние годы перед специалистами КО ГПСиЭ стояли очень серьезные задачи, связанные с программой модернизации серийной техники и разработкой новых качественных машин.

– Отдельная история – работа в условиях санкционной политики, – отмечает заведующий отделом гидропневмосистем и электрооборудования. – Из нашего импорта выпала Европа и Украина, а это достаточно большая часть комплектующих изделий, которым пришлось искать альтернативную замену. Речь идет как о составляющих серийной техники, которая массово производилась, так и о новых машинах. Был произведен или переработан огромный объем документации, для того чтобы наши машины могли выполнять свои функции, в том числе по гидросистеме ходовой части (ранее применялись украинские и немецкие гидротрансмиссии), по рабочей гидравлике (ранее применялись гидроблоки западных фирм). Не последнюю роль играли и бывшие наши поставщики из Чехии, на базе изделий которых строился полный привод комбайнов. Талантливая молодежь нашего отдела проявила активность в обеспечении техники альтернативными вариантами.

Своя рубашка ближе к телу

Одна из до недавнего времени остро стоящих перед КО ГПСиЭ задач ¬– фильтры. Итальянским изделиям пришлось срочно искать замену. Благодаря усиленной работе ведущего инженера-конструктора – руководителя сектора Василия Зеньковича и его команде, фильтр в гомсельмашевском комбайне в течение года стал полностью белорусским. К этому мы еще вернемся в нашей публикации… На удивление санкции в меньшей степени отразились на электрооборудовании. Начиная с 2018 года, конструкторы НТЦК совместно со специалистами филиала «ТОПАЗ» и департамента обеспечения производства включились в активную работу в данном направлении с белорусскими и российскими предприятиями, и с наступлением санкционного периода практически всем европейским поставщикам уже была подобрана альтернатива, в том числе от китайских производителей.

«Золотой фонд»

Много времени специалисты отдела гидропневмосистем и электрооборудования, включая талантливую молодежь, проводят в испытательном центре НТЦК. В анализе испытательных данных участвует и инженер-конструктор первой категории КО ГПСиЭ Дмитрий Хропаков. Дмитрий Игоревич в НТЦК пришел 2018 году после окончания с отличием ГГТУ им. П.О. Сухого, в котором учился на машиностроительном факультете. После окончания периода обязательной послевузовской отработки в КО ГПСиЭ из отдела молодого специалиста не отпустили. К тому моменту Д. Хропаков продемонстрировал полученные в университете знания в деле, отличился большим стремлением постоянно их совершенствовать, развиваться и расти в профессиональном плане.

– Его сразу окунули с головой в процесс, – вспоминает первые рабочие будни молодого инженера-конструктора руководитель отдела. – Нагрузка увеличивалась буквально с каждым месяцем. Сначала это были отдельные узлы, потом гидравлические системы всей машины. Из последних – GH810. Комбайн интересен транспортной скоростью до 30 км/ч, на его спрос у предприятия большие планы. Дмитрий был разработчиком альтернативных решений, касающихся гидравлической системы ходовой части, непосредственный участник согласования комплектующих изделий, адаптирования их в гидросистему комбайна с проведением необходимых регулировок и настроек. Трудится он в секторе разработки гидроприводов, которым руководит Олег Михайлович Красногор. В настоящее время молодой инженер-конструктор занимается разработкой мобильного энергосредства, гидросистема которого ранее была разработана на базе комплектующих европейских фирм, а сейчас полностью перерабатывается, создается на базе гидравлических изделий из дружественных стран. В ближайшее время запланирована выдача конструкторской документации на производство. Он также участвовал в ежегодной международной научно-практической конференции, в прошлом году на конкурсе молодых специалистов презентовал статью о разработке радиаторов собственного изготовления для комбайна GS2124.

– Благо, старшие опытные наставники были и остаются рядом, – считает Дмитрий Игоревич. – В коллективе приятно работать.

Хропаков КО ГПСиЭ.jpg

Возвращаясь к теме фильтров…

Ведущий инженер-конструктор – руководитель сектора Василий Зенькович пришел в НТЦК в 2012 году после окончания с отличием ГГТУ им. П.О. Сухого. В. Зенькович быстро вырос до ведущего инженера-конструктора – руководителя сектора разработки пневмосистем. Из последних профессиональных достижений Василия Валерьевича руководство подразделения выделяет результат сотрудничества «Госмельмаша» с предприятием «Випра», благодаря которому удалось освоить производство собственных фильтров для комбайнов.

– Благодаря кропотливой и эффективной работе Василия Валерьевича, из изложенной на бумаге идеи эта история сегодня воплощена для «Гомсельмаша» в жизнь, – констатирует А. Шапоров. – В течение года родился отечественный масляный фильтр. Позиция из категории критического импорта перешла в категорию «сделано в Беларуси». Сектор разработки пневмосистем под руководством В. Зеньковича выполняет работы по гидравлическому направлению мобильных машин КП-6, КП-4, КС100, КС200, КС140, КС150С, КСК600, КСК6025 и другой технике небольшой серийности, ведет базы и согласование комплектующих изделий по гидронасосам, гидромоторам. И Василий и Дмитрий – из числа любознательной молодежи, которая не стесняется задавать вопросы. Мы заинтересованы в том, чтобы специалисты знали ответы. Оба выполняют работы в 3D-моделировании и проектировании в системе Windchill, у истоков которого в НТЦК стояли эти ребята, занимаются обучением аграриев, специалистов дилерских центров, в том числе, иностранных, работников УТиСОП, выезжают на эксплуатационные мероприятия в регионы Беларуси и России. Такая многофункциональность специалистов – это то, что нужно НТЦК и в целом «Гомсельмашу».

Екатерина ДУБОВЦОВА.

Фото автора.

Предыдущая статья:

За отдыхом и здоровьем

Следующая статья:

Кубок снова уехал на ГЗЛиН

Свяжитесь с нами

Ф. И. О.:

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение:

  Я предоставляю согласие на обработку персональных данных